Статья Что делать?

Sergei

VIP
Сообщения
321
Реакции
141
Необходимые сведения о дисках и дисковых разделах

1. Необходимые сведения о дисках и дисковых разделах
1.1. Зачем нужны разделы?

Современные жесткие диски объемом в десятки и сотни гигабайт принято разбивать на “логическе диски” или разделы (по-английски - partition). Раздел - это множество последовательно расположенных секторов на диске, которое воспринимается операционной системой как отдельный независимый диск. Есть несколько причин для разбиения диска на разделы.

* DOS, например, не поддерживает файловые системы объемом более 2 ГБайт, так что разбиение на разделы необходимо для преодоления этого “2-гигабайтного барьера”.
* Разделы диска могут служить для создания на одном диске файловых систем различных типов (FAT, HPFS, NTFS, ext2, ...), которые могут использоваться различными операционными системам.
* Иногда разделы малого объема используются для специальных целей: например, загрузчик Boot Manager в OS/2 создает для себя небольшой раздел, на лэптопах иногда создаются специальные разделы для сохранения состояния системы, когда она переходит в режим “сна”.
* В некоторых “особо надежных” системах выделяется специальный раздел для хранения резервных копий файлов.
* В ОС Линукс считается “хорошим тоном” хранить на отдельном разделе (обычно /home) все личные файлы пользователей, а также выделять отдельный раздел (/usr/local) для программного обеспечения, устанавливаемого из пакетов, не входящих в дистрибутив. В таком случае при переустановке системы или переходу к другому дистрибутиву вы не теряете ни ваши личные файлы, ни дополнительно установленное ПО.
* Использование разделов уменьшает риск и возможные потери вследствие сбоев в системе, а также время, необходимое для процедур резервного копирования данных и восстановления данных после сбоев. Поскольку сбой в файловой системе приводит к потере данных только в одном разделе, вы в случае такого сбоя теряете только часть своих данных (и времени на их восстановление требуется значительно меньше).
* Разбиение на разделы может служить и для повышения безопасности. В хорошо сконструированных системах часто все системное программное обеспечение устанавливается в отдельный раздел, к которому разрешен доступ только по чтению. Например, в Unix-системах можно смонтировать все файловые системы, кроме корневой, с опциями “nosuid,nodev”, и разместить каталоги /tmp, /home, /var вне корневой файловой системы, минимизируя тем самым риск того, что какая-то программа с установленным битом suid сможет изменить важные системные файлы путем создания жесткой ссылки на них.
* Разбиение диска на разделы повышает эффективность использования дискового пространства на дисках большого объема. Каждый раздел можно отформатировать с индивидуальным значением размера блока, в зависимости от того, какие данные будут храниться на этом разделе. Если у вас предполагается наличие большого количества маленьких файлов, то размер блока целесообразно задать примерно равным среднему размеру ваших файлов. А иначе 10 файлов по 1 байту могут занять 40 килобайт (при размере блока в 4 КБ) и больше.
* В разных разделах могут быть созданы файловые системы разного типа, что позволяет в некоторых случаях повысить эффективность работы системы. Например, в файловой системе ReiserFS дисковое пространство, занимаемое файлом, точно соответствует его размеру, в то время как в Ext3 для хранения файла размером в несколько байтов отводится целый блок файловой системы -- 1, 2 или 4 KB. Поэтому для хранения кэша proxy-сервера или для каталога /tmp лучше отвести отдельные ReiserFS-разделы, так как большинство временных файлов имеют небольшие размеры.
* С помощью разделов можно контролировать использование дискового пространства и установить пределы для некоторых процессов или пользователей.
* Для целей тестирования нового или нестабильно работающего программного обеспечения целесообразно выделить особый раздел.
* Наконец, все еще существует старая проблема с BIOS, которая делает невозможной загрузку системы, которая размещается в цилиндрах, номера которых превышают 1024. Поэтому для обеспечения возможности загрузки ОС возникает необходимость создания разделов, расположенных “ниже” 1024-ого цилиндра, в которых размещаются данные, необходимые для обеспечения процесса загрузки.

Разбиение диска не означает, конечно, что диск физически разрезается на несколько разделов - все осуществляется на логическом уровне. Просто создается так называемая таблица разбиения диска - набор индексов или ссылок (адресов), определяющих размещение разделов на диске. Чтобы понимать, как это устроено и работает, необходимо рассмотреть способы адресации дискового пространства.

1.2. О трех режимах адресации дискового пространства

Жесткие диски представляют собой несколько закрепленных на одной оси круглых пластин (представьте себе несколько CD-дисков на общем стержне), вращающихся с большой скоростью. На обе стороны этих пластин нанесено магнитное покрытие, которое и является носителем записываемой на диск информации (в некоторых моделях жестких дисков на крайних пластинах такое покрытие наносится только на одну сторону, но для нашего рассмотрения это несущественно). В отличие от CD-дисков, информация на которых записывается в виде спиральной дорожки, на пластинах жеского диска информация записывается в виде концентрических окружностей, именуемых дорожками.

Между отдельными пластинами имеются небольшие промежутки, в которых размещены головки считывания/записи, имеющие возможность по-шагово перемещаться от одной дорожки к другой. Каждой магнитной поверхности соответствует своя головка считывания/записи. Головки перемещаются синхронно, то есть в каждый момент времени все они установлены на дорожки с одинаковыми номерами, только на разных пластинах: если головка с номером 1 находится на 15-ой дорожке, то головка с любым другим номером тоже находится на 15-ой дорожке, (только, соответственно, "смотрит" на одну из сторон другой пластины). Таким образом, совокупность дорожек, расположенных одна под другой, как-бы образует цилиндрическую поверхность. Так ее и принято именовать - цилиндром. И если все головки установлены на 15-ю дорожку, можно говорить, что считывание (или запись) в этот момент производится с цилиндра 15.

Магнитная дорожка с помощью специальных служебных меток разбивается на сегменты - сектора. В один сектор можно записать 512 байт полезной информации.

Первоначально число секторов на всех дорожках жесткого диска было одинаковым, поэтому емкость диска можно было легко вычислить, перемножив три числа: число цилиндров, число дорожек в цилиндре, число секторов на дорожке. И диски в те времена однозначно характеризовались совокупностью этих трех цифр. Эта тройка даже получила специальное название - "геометрия диска" и сокращенное обозначение "C/H/S" - от первых букв соответствующих английских терминов: Cylinder/Head/Sector, т.е. цилиндр/головка/сектор. Диск с геометрией C/H/S имел объем C*H*S*512 байт.

Для старых моделей дисков для указания места, в которое нужно записать данные, достаточно было указать номер цилиндра, номер головки и номер сектора. Получив эти три цифры контроллер диска успешно справлялся с задачей чтения или записи информации. Сектор и до сих пор является адресуемой единицей информации на жестком диске. Запись и считывание данных производится целыми секторами, то есть порциями по 512 байт.

Теперь давайте вспомним, что обращение к диску происходит не только тогда, когда мы сохраняем на диске какой-то файл. Чтобы само создание файла стало возможным, необходимо вначале загрузить операционную систему, которая тоже "лежит" на диске в виде файлов. Загрузка ОС осуществляется базовой системой ввода-вывода (BIOS) - специальной программой, прошитой в постоянной памяти компьютера. В первых моделях компьютеров на основе микропроцессоров от Intel для операций с диском на этапе загрузки ОС выполнялась подпрограмма BIOS, которая называется процедурой обработки прерывания с номером 13h (это шестнадцатиричное число, соответствующее десятичному номеру 19). Перед вызовом этого прерывания в регистры микропроцессора Intel 80x86 заносились тип операции (например, чтение или запись данных на диск), а также номера цилиндра, головки и сектора на дорожке (C/H/S). Данные эти заносились в регистры микропроцессора следующим образом:

* AH — выбор операции (или функции прерывания 13, например, чтение или запись);
* CH — младшие 8 бит номера цилиндра;
* CL — 7-6 биты соответствуют старшим битам номера цилиндра, 5-0 биты соответствуют номеру сектора;
* DH — номер считывающей головки;
* DL — номер диска (80h или 81h).

Таким образом, имелась возможность задать один из 210 = 1024 номеров цилиндра, один из 26=64 номеров сектора и один из 28=256 номеров головки. Поскольку число считывающих головок никогда не было больше 16, а нулевой сектор каждой дорожки используется для обозначения начала дорожки, то есть число практически используемых секторов на дорожке равно 63, то, хотя для указания цилиндра использовалось 10 бит, все равно BIOS не мог работать с дисками объемом более 1024*63*16*512 = 504 Мбайт.

Примечания: 1. Здесь и далее для указания объемов диска используются двоичные величины: 1 КБайт = 1024 байта, 1 МБайт = 1024 КБайта = 1048576 байт.
2. В отличие от нумерации физических цилиндров и дорожек, которые нумеруются начиная с 0, сектора на дорожке нумеруют, начиная с 1. По-видимому, это объясняется тем, что нулевой сектор каждой дорожки используется для обозначения начала дорожки.

Операционная система MS-DOS и первые версии Windows тоже использовали для обращения к диску прерывание 13h BIOS, поэтому тоже не могли работать с дисками объемом более 504 МБайт. А производители дисков все увеличивали их объемы, причем чаще всего в первую очередь увеличивалось число цилиндров (то есть дорожек на пластине).

Для того, чтобы можно было использовать такие диски, разработчики BIOS стали применять разные хитрые приемы . Например, Extended CHS (ECHS) или "Large disk support" (иногда обозначается просто как "Large") использует еще четыре незанятых бита номера головки для увеличения числа адресуемых цилиндров (но по каким-то причинам оказалось невозможно использовать все 256 значений номера головки, используются только 255). Это позволило использовать "фальшивую геометрию" диска в 1024 цилиндра, 255 считывающих головок и 63 сектора на дорожку. Трансляцию Extended CHS в реальный CHS-адрес осуществляет BIOS. Это позволяет работать с дисками, объемом до 1024*255*63*512 байт =8 422 686 720 байт или 8,0325 Гбайт.

Но разработчики все увеличивали плотность записи на диск, число пластин и дорожек, изобретали другие способы увеличения объема дисков. В частности, число секторов на дорожках стало разным (на более длинных дорожках, расположенных ближе к краю пластин, число секторов стали увеличивать). В результате три числа C/H/S уже перестали правильно отражать "геометрию диска", а старые версии BIOS перестали обеспечивать доступ ко всему дисковому пространству.

Тогда придумали другой прием для работы с большими дисками через Int 13h — линейную адресацию блоков ("Linear Block Addressing" или LBA). Если не вдаваться в подробности, то можно сказать, что все сектора на диске нумеруются последовательно, начиная с первого сектора на нулевой дорожке нулевого цилиндра. Нумерация логических секторов при этом начинается с нуля, причем нулевой сектор содержит главную загрузочную запись (MBR). Вместо CHS-адреса каждый сектор получает 64-битный логический адрес, который является просто порядковым номером сектора в общем массиве секторов. Таким образом, граница адресуемого объема диска отодвигается до значения 264*512 байт = 243 Терабайт (даже современные диски объемом в сотни Гигабайт не используют для адресации секторов и половины из 64 разрядов).

В отличие от двух первых способов обращения к диску (CHS и ECHS) линейная адресация не требует, чтобы BIOS знал истинную геометрию диска (число секторов, головок, цилиндров). Однако это означает, что старое прерывание 13h не может использоваться для обращения к диску. Поэтому современные версии BIOS имеют "расширенное" прерывание 13h, вызов которого осуществляется занесением других значений в регистр AH. Предварительно в регистрах DS:SI формируется указатель на 16-байтовый "пакет адреса", восемь последних байт которого (8*8=64 бита) представляют собой адрес нужного сектора, после чего вызывается "расширенное" прерывание 13h BIOS, которое передает контроллеру диска линейный адрес сектора.

В Setup BIOS поддержка преобразования линейного номера в CHS-адрес обозначается как "поддержка LBA". В новых версиях BIOS обычно имеется выбор из трех вариантов: "Large", "LBA" и "Normal" (последнее означает, что трансляция адресов не производится).

Надо заметить, что все сказанное относится только к дискам с интерфейсом IDE. В контроллерах SCSI-дисков с самого начала использовалась линейная адресация секторов.

Отметим, что для того, чтобы работать с дисками объемом более 8 Гигабайт, все три участника этого процесса (контроллер диска, BIOS и операционная система) должны уметь работать в режиме LBA. Последние версии всех операционных систем (например, Windows 2000 и Linux) при работе с дисками уже не используют прерывание 13h BIOS, а используют собственные драйвера для работы с дисками. Но, прежде чем система сможет использовать собственный драйвер, она должна как минимум его загрузить. Поэтому на этапе начальной загрузки любая система вынуждена пользоваться BIOS. И если версия BIOS не поддерживает режим LBA, появляется ограничение на размещение операционной системы за пределами 8 Гбайт (точнее - в цилиндрах с номером больше 1024): они не могут оттуда загружаться, хотя после успешной загрузки могут работать с дисками гораздо большего объема.

Таким образом, истинная геометрия современных дисков известна только контроллеру диска. И разные способы определения геометрии могут дать совершенно не согласующиеся между собой результаты. Например, на корпусе моего 40-гигабайтного диска Seagate ST340810A я увидел следующую надпись:
16383 Cyl 16 HDS 63 Sec
LBA 78165360

Для того же диска процедура автоматического определения диска в BIOS сообщила, что его геометрия имеет вид 19158/16/255.

1.3. Где хранится информация о разделах диска
Очевидно, что информация о том, каким образом диск разбит на разделы, должна быть записана где-то на том же диске. Для этой информации выделяется по 64 байта в самом первом секторе диска (первый сектор нулевой дорожки на нулевом цилиндре) и в первом секторе каждого "расширенного" раздела (что такое "расширенный" раздел, будет объяснено дальше). В этой цепочке секторов и содержится информация о разбиении диска на разделы.

Начало этой структуры (или вход в нее) находится в первом секторе жесткого диска (нулевом секторе в смысле LBA), который называется главным загрузочным сектором (или MBR – Master Boot Record). Его структура представлена в табл. 1

Таблица 1. Структура главного загрузочного сектора.


"Магическое число" (0x55AA) означает, что диск является загрузочным (то есть содержит загрузчик некоторой операционной системы). Код первичного загрузчика различен в загрузчиках, используемых разными операционными системами. Да и для одной и той же операционной системы могут использоваться разные загрузчики. Например, в Линукс - это могут быть LILO, GRUB, ASPLoader или еще какой-то другой загрузчик, вплоть до NTLoader от Windows. Но, поскольку рассмотрение процедур загрузки не входит в наши задачи, эта часть загрузочных секторов в рамках данной статьи не рассматривается, нас интересует только таблица разбиения диска (в английской терминологии - partition table).

Таблица разбиения диска на разделы в MBR содержит 4 записи по 16 байт для 4 разделов (эти разделы называют первичными). Каждая такая запись имеет следующую структуру:

Листинг 2.
struct partition {
char active; /* 0x80: раздел активный (загрузочный), 0: не активный */
char begin[3]; /* CHS первого сектора, 24 бита*/
char type; /* тип раздела (например, 83— LINUX_NATIVE, 82— LINUX_SWAP, 85— EXTENDED) */
char end[3]; /* CHS последнего сектора, 24 бита */
int start; /* номер начального сектора (32-бита, счет начинается с 0) */
int length; /* число секторов в разделе (32 бита) */
};

Поскольку в таблице разбиения отведено только 4 строки для задания разделов, число первичных разделов на диске с самого начала ограничено: их может быть не более 4. Если нужно создать более 4-х разделов, один из первичных разделов объявляется "расширенным", и в нем создаются "логические разделы". Для расширенного раздела в поле type указывается одно из следующих шестнадцатеричных значений: 0x05 - расширенный DOS-раздел, 0x0F - расширенный Windows-раздел, 0x85 - расширенный Linux-раздел. Расширенные разделы сами по себе не используются, они могут лишь хранить логические разделы. Первый сектор расширенного раздела тоже содержит таблицу разделов, подобную таблице из MBR. Однако из четырех возможных указателей на разделы используется только два: один используется для задания логического раздела, другой - для определения еще одного расширенного раздела. Два оставшихся указателя не используются. Каждый следующий расширенный раздел имеет свою таблицу разбиения, в которой, как и в первичном расширенном разделе, используются только две строки, задающие один логический и один расширенный раздел.

Таким образом, получается цепочка из таблиц разделов, где первая описывает три основных раздела, а каждая следующая — один логический раздел и положение следующей таблицы. Эта цепочка и определяет разбиение диска на разделы. Еще раз подчеркнем, что расширенный раздел как на физическом диске, так и в расширенном разделе вложенного расширенного раздела (предыдущего уровня) может быть только один: ни одна из существующих программ разбиения дисков (fdisk и ее усовершенствованные аналоги) не умеет создавать более одного расширенного раздела
Число логических разделов теоретически не ограничено, потому что каждый логический раздел может содержать таблицу разделов и вложенные логические разделы. Однако реально ограничения все же существуют, например, Linux может работать не более чем с 15 разделами на SCSI-дисках и не более чем с 63-мя разделами на IDE-дисках. Это обусловлено уже особенностями самой операционной системы, а именно тем, что ограничено число возможных значений младшего номера устройства. Для IDE-устройств в Линукс зарезервировано 64 значения младшего номера устройства. Например, /dev/hda имеет старший номер 3, а младший - 0, для /dev/hda1 старший номер - 3, младший - 1, и так далее до /dev/hda63. Для SCSI-устройств в Линукс выделено только 16 значений для младшего номер каждого диска, так что возможны только 15 разделов.

DOS использует поля begin и end таблицы разбиения диска и функции прерывания 13 BIOS (Int 13h) для доступа к диску, и поэтому не может использовать диски объемом более 8,4 Гбайт, а разделы не могут быть более 2,1 Гбайт (но это уже из-за ограничений файловой системы FAT16). Linux использует только поля start и length таблицы разбиения диска и поддерживает разделы, содержащие до 232 секторов, т. е. размер раздела может достигать 2 Тбайт.

Но все это имеет значение только после того, как операционная система уже загружена. На этапе загрузки же происходит следующее. Программа загрузки BIOS (Basic Input/Output System –базовой системы ввода/вывода, записанной в ПЗУ вашего ПК), поочередно опрашивает все диски в поисках "загрузочного" (помните "магическое сисло" 0xAA55). Этот опрос осуществляется вызовом прерывания 13h BIOS.

Когда будет обнаружено загрузочное устройство, данные из сектора 1 дорожки 0 цилиндра 0 (это так называемый первичный загрузчик) первого откликнувшегося диска (дискеты, твердого диска или другого загрузочного устройства) загружаются по абсолютному адресу 0000:7c00 и управление передается по этому адресу. Программа первичного загрузчика (вы помните, ее объем не превышает 446 байт) определяет активный раздел диска (очевидно, что она тоже использует прерывание 13), а затем загружает и выполняет код из корневого сектора этого раздела. Только потом управление передается активной операционной системе диска. Если опрос всех дисков, выполняемый программой BIOS, неудачен, управление передается на прерывание INT 18H.
Поле type в описании раздела задает тип файловой системы, созданной в этом разделе. Однако в процессе разметки диска (создания таблицы разделов) форматирование разделов не производится, создается только сама таблица. И, наоборот, программы форматирования не обращают внимания на указание типа раздела в этой таблице, создают в разделе файловую систему того типа, который указан им при запуске команды форматирования, например:

[root]# mkfs.ext3 /dev/hda3

Поэтому возможны довольно курьезные случаи, когда раздел, для которого в таблице разделов указан тип, скажем, FAT32 (0x0C) отформатирован под Ext2 (код 0x83) и используется именно в таком качестве. Естественно, это может поставить некоторые программные средства в затруднительное положение. Кстати, размер поля, отведенного для типа (один байт), не позволяет присвоить уникальные идентификаторы всем вновь разрабатываемым типам ФС. Например, под кодом 0x83 (Linux Native) вынуждено скрываться сразу несколько типов файловых систем: Ext2, Ext3, ReiserFS, XFS, JFS, -- всех их объединяет то, что они разработаны (или портированы) именно для работы в среде Linux.

автор:В.А.Костромин
 
Последнее редактирование модератором:
Как почистить системный блок компьютера? Подробная инструкция для чайников и не только

Внимание! Описанные здесь действия вы будете выполнять на свой страх и риск, мы не несем ответственности, за нанесенный вами вред! Впрочем, если будете работать аккуратно, ничего не случится.

Итак, после продолжительного использования компьютера, вы заметили, что корпус вашего компьютера начал греться, шуметь, а система начала «тормозить» и «глючить», вне зависимости от настроек. Знакомых, способных помочь, нету, а на сервисный центр денег жалко.

Вероятно, ваш компьютер засорился. Система охлаждения, в основном обычно состоящая из 1-2 вентиляторов – «кулеров», один из которых работает на вход, а другой – на выход, аналогична знакомому с детства пылесосу.

Всего для очистки нам потребуется:

Пылесос с сужающейся насадкой для тонкой работы.

Отвертка.
Вероятно, крестовой будет достаточно, но возможно потребуется и плоская.

Салфетка сухая. Желательно – синтетическая. Ещё лучше – специальная салфетка для уборки.

Обезжиривающее средство. Выбор велик: ацетон (жидкость для снятия лака с ногтей), бензин, моющее средство (главное, чтобы само было не жирное, подходит Fairy, например).

Жидкое машинное масло
. Если есть – можно воспользоваться часовым, если нет – подойдёт автомобильное, для двигателя. Граммов 50 хватит. Внимание! Не используйте подсолнечное или иное пищевое масло – оно не предназначено для работы в двигателе. И не используйте твердых смазок вроде литола или солидола – эффект выйдет противоположный.

Пипетка или шприц для масла. Подойдёт – масленка для тонких работ.

Скотч и ножницы. Не обязательно, но может пригодиться. Внимание! Не используйте медицинский пластырь, изоленту, какие-либо тканевые липкие ленты – они не помогут!

Небольшой магнитик, а лучше – коробочка для различных винтиков.

Чистый стол. Комментарии излишни.;)

Теперь сам процесс:

1. Распечатайте себе эту инструкцию, выключите компьютер. Если системный блок горячий – подождите, чтобы он остыл.

2. Приготовьте рабочее место для разбирания системного блока, вымойте, высушите руки.

3. Отсоедините от сети и внешних устройств системный блок. Поставьте на стол так, чтобы свет падал на левую крышку системного блока.

4. Удостоверьтесь, что ваш компьютер уже не на гарантии. Если на крышке корпуса есть ненарушенная наклейка-пломба, проверьте по документам, не окончился ли гарантийный срок. Если вы разберете компьютер до окончания гарантии, то её действие окончится.

5. С тылового торца системного блока выкрутите винты, удерживающие левую и правую крышки корпуса, эти винты расположены непосредственно возле крышек. Если на боковые крышки прикреплены кулеры – снимаем их. Другие винты пока не трогаем. Все выкрученные винты складываем в заготовленную коробочку, не забывая, какие – откуда.

6. Аккуратно, не прилагая излишних усилий, снимаем боковые крышки. Если они не снимаются – не применяйте силу. Лучше посмотрите, что им мешает. Возможно, потребуется отвернуть лишний винт, или отцепить защёлку.

7. Включите пылесос и внимательно, не прикасаясь, пропылесосьте пыль с доступных поверхностей. Если ваш пылесос может работать на выдувание – попробуйте продуть компьютер, а затем ещё раз пропылесосить. После этого действия (а желательно и во время него) проветрите комнату.

8. Теперь чистим вентиляторы. Их может быть от двух до четырёх. Ко всем нужен индивидуальный подход. Первым, пожалуй, будет вентилятор на процессоре.

9. Снимаем вентилятор с процессора. Он расположен в центре материнской платы, на радиаторе.

Внимание! Не снимайте радиатор с процессора! В 99.9% случаев вентилятор и радиатор процессора – разъёмные (на винтах или защёлках). В оставшихся случаях – рекомендую ничего не снимать, а пропылесосить кулер на месте.

10. Снимаем блок питания. Его не обязательно отсоединять от других устройств внутри системного блока.

11. Аккуратно разбираем блок питания – с помощью крестовой отвертки. Пылесосим. Снимаем с корпуса блока питания кулер. Проблем возникнуть не должно.

12. Снимаем кулер на корпусе системного блока. Он обычно привинчен к задней или боковой панели, на четыре винта. Тоже не сложно.

13. Вентилятор есть на всех современных видеокартах. Видеокарта – самая верхняя «полочка» возле задней панели корпуса. Она удерживается одним винтом, а может удерживаться защёлкой. Аккуратно достаем её. Не задевая поверхности видеокарты, отвинчиваем (или отцепляем) вентилятор. Не прикладывайте усилий!

14. Вентилятор может быть на одном из жестких дисков. Располагается возле передней панели компьютера. Если он есть – отсоединяем питание и системный провод-«шлейф» от винчестера, придерживая винчестер, откручиваем винты по бокам, достаём жесткий диск, снимаем с него кулер.

15. Все освободившиеся слоты тоже не грех внимательно пропылесосить.

16. Теперь, когда у нас все вентиляторы доступны вне корпуса, начинаем работать с ними. От них идут провода в системный блок, но это не должно мешать. Если всё же мешает, отключаем провод от питания, запоминая (или зарисовав на бумаге) где он был.

17. Общая последовательность работы при очистке кулера:

Снимаем пробку – она может быть резиновой, может быть завинчивающейся из металла или пластмассы. Или просто заклеено липкой пленкой. Пробку не теряем.

Аккуратно, масленкой, пипеткой или шприцем капаем масло в подшипник. Несколько раз проворачиваем вентилятор, если масло ушло, то ещё капаем. Так, пока масло не уйдёт.

Закрываем пробку. Если пробки нет – заклеиваем скотчем. Если в предыдущем действии все сделано аккуратно – приклеиваем скотч. Если часть масла попала на заклеиваемую поверхность и скотч не клеится – с помощью сухой салфетки и обезжиривающей жидкости удаляем загрязнения, приклеиваем скотч, не оставляя «пузырей».

Наверняка лопасти вентилятора загрязнены – с помощью чистящего средства и салфетки очищаем их.

Перед установкой на место вентиляторов убеждаемся, что они сухие.

18. Собираем всё назад: прикручиваем вентиляторы, устанавливаем собранный блок питания, затем – жесткий диск, затем – видеокарту и вентилятор на процессор. Прикручиваем кулер на корпус. Внимание! Все кулеры должны быть прикручены плотно. Иначе будут шуметь. Важно также не сорвать резьбу на пластмассовых деталях. Будьте аккуратны.

19. Ещё раз проверяем: не осталось ли где-нибудь грязи, не осталось ли лишних винтов?

20. Устанавливаем крышки корпуса. Завинчиваем винты. Присоединяем внешнее оборудование к компьютеру. Запускаем его.

21. Если ваш компьютер шумит – снова разберите блок и проверьте плотность прикрепления всех кулеров, а также то, что они не задевают ничего при вращении.

22. Если компьютер не шумит – значит вы всё сделали правильно, почёт вам и хвала.

23. Убираем рабочее место...:mad:


Павел Юрин
 
Проверяем USB-порты, концентраторы и накопители

Ваш компьютер может иметь интерфейсы USB 1.1 и 2.0; если так, то вам нужно уметь их различать. Тогда вы сможете подключить мышь и клавиатуру к более медленным портам, а внешние USB-накопители к более скоростным портам 2.0. Так как же определить скорость этих портов?

Мы просмотрели множество утилит USB и нашли несколько интересных коммерческих продуктов, которые могли бы легко и точно определить USB-порты. Все эти утилиты стоят более $50, а некоторые и более $100. На наш взгляд, это слишком высокая цена за простую, незамысловатую работу. К нашему величайшему удивлению, на помощь пришла Microsoft со своей старой, но всё ещё действенной утилитой под названием USBView. На следующем скриншоте показаны данные о клавиатуре Microsoft Natural Ergonomic Keyboard 4000, подключенной в единственный низкоскоростной порт на нашем компьютере.

Изображение удалено

Чтобы узнать, какие устройства подключены к задействованным портам, посмотрите информацию об ID изготовителя на правой панели дисплея; в большинстве случаев по ней всё становится ясно. В противном случае, вы можете отсоединить загадочное устройство и снова подключить его, чтобы обновить его ID и увидеть его правильное отображение на дисплее.
Чтобы определить свободные порты, мы просто воспользовались одним флэш-накопителем, поочерёдно подключая его в свободные порты. Наш ПК оснащён двумя портами передней панели, четырьмя портами на задней панели ввода/вывода, и ещё четыре порта мы добавили с помощью неиспользуемых USB-разъёмов на материнской плате. В общей сложности, нам понадобилось около пяти минут, чтобы проверить все эти порты. В случае с ноутбуком вы должны уложиться за пару минут; на проверку портов большинства настольных ПК у вас уйдёт менее 5 минут, даже с учётом того, что придётся залезть под стол!



Источник
 
Кто в компьютере жужжит, или Как сделать компьютер тише



Советов по выбору компьютеров очень много, но чаще всего они касаются технических характеристик комплектующих и периферии.
В этой статье я расскажу о том, как выбрать компьютер, чтобы он приносил Вам радость, а не головную боль…

Наверняка Вам доводилось при работе с компьютером сталкиваться с шумом от системного блока. Когда сидишь за компьютером минут тридцать в день, это ещё терпимо, но не приятно. В компьютерных магазинах на вопрос, почему компьютер такой шумный, часто отвечают, что современные процессоры выделяют много тепла и поэтому требуют мощных вентиляторов для охлаждения. Но обычно говорят так для того, чтобы больше не возникало вопросов у покупателей.

На самом деле шум компьютера - это признак того, что магазин экономит на качественных комплектующих, дабы снизить цену и быть конкурентоспособным.
Как правило, о шуме начинают задумываться только после покупки компьютера, когда чтобы исправить ситуацию, уже придётся доплачивать деньги либо Вам вообще откажут.

Отчего же зависит шумность компьютеров?

Шум компьютера - это совокупность и дешёвых, и неправильно настроенных комплектующих, которые, будучи собранными в один (как правило, дешёвый) корпус, становятся повышенным источником шума, а следовательно, и головной боли.

Первое, на что надо обратить внимание при покупке компьютера - это корпус. Корпус и хороший блок питания - это самое важное в компьютере. Хороший корпус должен иметь правильную систему охлаждения, состоящую из: вентилятора, обдувающего жесткие диски (отсеки должны быть не над вентилятором, а перед ним, чтобы воздух обдувал сверху и снизу) и вентилятора, вытягивающего горячий воздух из корпуса.

Главный источник шума - это вентиляторы и чем они меньше, тем больше от них шума. Связано это с тем, что чтобы передать необходимое количество воздуха, вентиляторам меньшего диаметра надо делать оборотов больше, а чем больше оборотов, тем больше ваш вентилятор походит на пылесос.
Оптимальный размер вентиляторов для охлаждения - 120 мм. Таким ветродуям не требуется больших оборотов для нагнетания воздуха, а значит, и шума от них минимум.
Более того, желательно, чтобы в блоке питания Вашего корпуса был такой же 120 мм вентилятор.

Присутствуют ещё как минимум один, а чаще три самых сильных источника шума, это вентилятор центрального процессора, вентилятор на чипсете системной платы и вентилятор видеокарты.
Не допустить шум от процессорного вентилятора довольно просто - достаточно не экономить на приобретаемом вентиляторе (а обычно продавцы пытаются установить в компьютер то, что идёт в комплекте с процессором, или самый дешёвый). Сейчас в продаже есть процессорные вентиляторы разных видов, есть даже с диаметром 120 мм.

Вентиляторы на чипсетах системных плат, как правило, идут в том случае, если системная плата довольно дешёвая либо в силу своих характеристик сильно греется. Тут выбор за вами - можете кропотливо заставить продемонстрировать внешний вид платы и из понравившихся выбрать с нужными характеристиками, а можете предварительно узнать о ней из описаний и обзоров в Интернете. Либо, в крайнем случае, если вы хотите сделать уже купленный компьютер тише - есть наборы радиаторов для чипсетов. Они более высокие и массивные, что улучшает теплообмен, а присутствующие в корпусе 120 мм вентиляторы создают достаточную тягу, чтобы установленные радиаторы не перегревались.

С вентиляторами на видеокартах сложнее, они отсутствуют только на «обрезанных» маломощных моделях. А те, что идут в комплекте, очень часто шумят. Замена же на альтернативное охлаждение ведёт к снятию с гарантии. Тут придётся чем-то жертвовать. Либо деньгами - покупать дорогую видеокарту с хорошим и бесшумным охлаждением. Либо гарантией и ставить на свой страх и риск альтернативную систему охлаждения.

Также добавлю, что дополнительными источниками шума в корпусе служат «вентиляционные» отверстия, к которым прикреплены вентиляторы. Если они прорезаны в металле корпуса, то шум от них будет выше. Самые бесшумные решётки сделаны из круглой стальной проволоки и крепятся к вентиляторам и корпусу отдельно.

Кроме того, стоит обратить внимание на то, чем будет контролироваться работа всей системы охлаждения. Самый распространённый - это подача питания с системной платы на вентиляторы и настройка режимов работы в Bios Setup, но на многих системных платах такой функции нет либо она «обрезана» и не даёт настроить работу всех вентиляторов системы по отдельности, что очень желательно. В этом случае можно приобрести комплект термоконтроля с термодатчиками, такое устройство позволит настраивать работу каждого подключенного к нему вентилятора вручную либо в автоматическом режиме по заданным параметрам.

Вентилятор, обдувающий жёсткие диски, т.к. он ближе всего к вам, должен иметь меньше оборотов по сравнению с вытяжным вентилятором на задней стенке корпуса. Таким образом, будет создана хорошая тяга и прохладными будут все компоненты компьютера.
Крышка системного блока должна быть закрыта.



Источник
 
А вместо пылесоса правильнее пользоваться плоской малярной кистью с длинным тонким ворсом, потому как махая насадкой пылесоса вблизи очень маленьких по размеру элементов платы можно не заметить как оторвете что нибудь, и чистка от пыли плавно перейдет в пайку элементов материнки.
 
А вместо пылесоса правильнее пользоваться плоской малярной кистью с длинным тонким ворсом, потому как махая насадкой пылесоса вблизи очень маленьких по размеру элементов платы можно не заметить как оторвете что нибудь, и чистка от пыли плавно перейдет в пайку элементов материнки.
Я делаю проще:sarcastic: Я кисточкой беличьей вычищаю кулера, поднимая пыль:p, а следом держу пылесос на определённом расстоянии, чтобы тот всасывал эту пыль:D
 
Статья "Сравнительная таблица по процессорам"

Всем привет :)

Глядя на то, как люди терзаются выбором того или иного процессора, я создал статью Сравнительная таблица по процессорам. Надеюсь, она многим поможет.

P.S. Если Вы найдете в таблице несоответствие, то прошу в свое замечание включать ссылку на тестирование соответствующих процессоров.

Ссылки по теме:
 
Статья "Сравнительная таблица производительности видеокарт AMD(ATI) и Nvidia"

Всем привет :)

Глядя на то, как люди терзаются выбором тех или иных видеокарт, я решил создать статью Сравнительная таблица производительности видеокарт AMD(ATI) и Nvidia. Надеюсь она многим поможет.

P.S. Если Вы найдете в таблице несоответствие, то прошу в свое замечание включать ссылку на тестирование соответствующих видеокарт.

Ссылки по теме:
 
Статья "Выбор конфигурации компьютера"

Всем привет :)

Глядя на то, как люди терзаются выбором компьютера, я создал статью Выбор конфигурации компьютера. Надеюсь, она многим поможет.

P.S. Статья бывает иногда не актуальна. Приношу свои извинения, просто не всегда есть время ее обновлять.
 
10. Снимаем блок питания. Его не обязательно отсоединять от других устройств внутри системного блока.
интересно , на практике кто-нибудь так пытался его почистить?.А вообще инструкция класная, распечатал и повесил для клиентов.
 
10. Снимаем блок питания. Его не обязательно отсоединять от других устройств внутри системного блока.
Вредный совет.
Все таки его рекомендуется отсоединить . Будет намного удобнее снять с БП крышку и почистить БП. Если не отсоединять - есть шанс оторвать разъём :) или надломить плату так как у БП коротковат основной шлейф идущий к материнской плате. Также чистя БП не отсоединяя от компа есть шанс просто уронить его в системник - что также чревато поломкой деталей на материнке.
Всё это основано на ремонте после подобных чисток БП. :)
 
Если не отсоединять - есть шанс оторвать разъём или надломить плату так как у БП коротковат основной шлейф идущий к материнской плате.
Согласен, у меня шлейф короткий и я всегда снимаю БП.
 
а мне удобно пользоваться пневматическим очистителем... очень удобно, сильный и направленный выдув... для клавиатуры вообще незаменимая вещь))))
 
Вентиляторы на чипсетах системных плат, как правило, идут в том случае, если системная плата довольно дешёвая либо в силу своих характеристик сильно греется.
Сейчас уже с 2008 года представлены технологии ULTRA DURABLE 3 температура в рабочем режиме и даже при нагрузке не превышает 50 градусов:)
 
На самом деле такой рейтинг не учитывает некоторых особенностей видеокарт. Я до поры до времени был уверен, что стану брать Ati, но когда узнал про технологии CUDA и Physix остановил свой выбор на Nvidia.
 
Ещё небольшое дополнение (от отца друга слышал, он работает в сервисном центре). Если вам часто (каждый день или где то так) приходится заниматься чисткой системников от пыли, необходимо закрывать себе рот и нос медицинской маской. Потому что домашняя пыль - очень сильный аллерген. Иначе через пару лет такой деятельности обеспечена астма или другие подообные "радости жизни". Об этом редко когда пишут, но мож пригодится кому нибудь совет.
 
Ещё раз хочу вернуться к удалению пыли пылесосом. Не у всех есть режим выдува, но это не страшно. Естественно - мягкая кисточка. Металлическую часть кисточки изолируем на всякий случай. И никогда не касаемся насадкой пылесоса деталей!!!
Я первую свою материнку убил именно пылесосом - пластмассовые шланг и щелевая насадка вечно снаружи были облеплены пылью из-за статического заряда.
 
Выжимаем максимум из оперативной памяти объемом 4 Гб в среде Windows

«640 Кб должно хватить всем!» – снова и снова нам приходится вспоминать это знаменитое и теперь уже звучащее так наивно изречение Билла Гейтса, так знакомое, наверное, каждому компьютерщику-старожилу. Действительно, в середине 80-х объема conventional (обычной) памяти вполне хватало для драйверов, резидентных программ и нормальной работы системы, вот только прогресс решил не идти на поводу у дядюшки Билла. И если лет пять назад в домашней системе вполне адекватно смотрелись две планки по 128 Мб, то сейчас и двумя гигами никого не удивишь. Да что там два – Windows Vista ненавязчиво дала понять, что памяти много вообще не бывает, и ставить ее стоит столько, на сколько у тебя хватит денег. Начал расти спрос, а вслед за ним и предложение – производители памяти увеличили ассортимент четырехгигабайтных Dual-Channel Kit’ов, которые вдруг резко перестали казаться таким уж излишеством. И вот тут-то и появились первые проблемы – далеко не у всех системы соглашались принять все предоставленное им богатство, а железячные форумы запестрили темами вроде «Windows XP видит только 2.8 Гб из четырех, помогите!». Попробуем разобраться, чем же тебе грозит установка четырех гигабайт памяти и как побороть возможные проблемы.

Итак, как ты уже понял, установка четырех и более гигов памяти в систему может быть чревата проблемами – далеко не весь ее объем будет виден и, тем более, доступен приложениям. Причина этих неудобств давно известна и, в общем-то, банальна донельзя – 32-битные операционки попросту не могут адресовать более четырех гигабайт памяти (2^32=4294967296 – вот предел адресного пространства для такой среды) без дополнительных ухищрений. 64-битные редакции, как правило, работают с предоставленным им объемом без проблем – их, слава богу, такие проблемы не затрагивают за счет куда большего адресного пространства. Итак, проблема касается объемов более четырех гигабайт, но как же быть тем, кто установил, скажем, четыре планки по 1 Гб, а получает в лучшем случае 3.5-гигабайтный «огрызок»? Ведь по идее 4 Гб детище Microsoft должно с легкостью поддерживать! По идее – да. На деле же не все так просто. И, возможно, для того чтобы задействовать весь потенциал оперативки, тебе придется пойти на определенные жертвы в лице стабильности, производительности или кардинальной смены ОС.

Впрочем, достаточно запугиваний – пора перейти к делу. А начнем мы с проблем, которые могут тебя настигнуть еще до загрузки операционки.

BIOS

Итак, первая напасть, которая часто одолевает пользователей, установивших 4 Гб памяти в систему, – это неправильное определение ее объема в BIOS’е. Как правило, в этом случае отображается от чуть менее 3 Гб до примерно 3.8 Гб – в зависимости от системы и ее конфигурации. В этом случае первое, с чего стоит начать, – это проверка материнской платы на совместимость. Загляни в мануал к плате – объем поддерживаемой памяти должен составлять не менее 4 Гб. Для серверных мамок этот показатель, само собой, может быть гораздо больше, но в данном материале мы будем говорить именно о desktop-решениях, равно как и о 32-битных операционных системах.

Теперь поясним, куда же деваются «лишние» мегабайты. Дело в том, что все 32-битное адресное пространство невозможно отдать только лишь под приложения. Ресурсы системы, будь то чипсет, PCI-устройства и особенно видеокарта, также нуждаются в «месте под солнцем», то есть им необходимо присвоить определенный диапазон адресов. И если масштаб, в котором может действовать BIOS, составляет всего 4 Гб, то объем памяти, зарезервированный под оборудование, приходится отделять от оперативки. В противном случае неизбежно могут возникнуть конфликты между приложениями и системными устройствами.

Современные материнские платы решают эту проблему несколькими способами. Некоторые модели изначально правильно определяют объем памяти без каких-либо ухищрений – в этом случае считай, что тебе повезло :). Другие решения требуют нашего вмешательства – как правило, в их BIOS’ах присутствует настройка «Memory Remap Feature» (название может варьироваться). Эта функция переназначает сегмент памяти, выделяемый устройствам, за пределы четырех гигабайт – таким образом, система начинает видеть твою память целиком уже на этапе загрузки. Если же подобной функции или ее вариантов в BIOS’е нет, а система упорно не желает видеть всю память, нам остается только посочувствовать – в этом случае «медицина бессильна». Впрочем, всегда остается возможность обновить прошивку материнской платы до последней версии – вполне вероятно, что это исправит проблему или хотя бы добавит в BIOS вожделенный пункт. Заметим, что в случае с Windows XP SP2 включение данной опции не только не принесет пользы, но и усугубит ситуацию, хотя об этом мы поведаем чуть ниже.

Если матплата не имеет в настройках BIOS Memory Remap Feature, это еще не значит, что она не работает с увеличенным объемом памяти. К примеру, когда мы установили четыре планки по 1 Гб в Gigabyte GA-965P-S3, плата сразу определила ровно 4 гигабайта, при этом в BIOS’е никаких настроек по перемещению выделяемого под устройства диапазона адресов не было.

Итак, когда система определила всю доступную ей память, наступает момент перейти к следующему пункту – поддержке на уровне операционных систем. Но сначала еще одно лирическое отступление…

PAE и AWE – красивый «обман»

Теперь ты знаешь, что адресное пространство для 32-битной операционки ограничено четырьмя гигабайтами. Спешим тебя обрадовать – эта проблема во многих случаях решаема и без использования 64-битных осей. Более того, о ее решении позаботились задолго до того, как ты впервые подумал о возможности установки в систему четырех гигов – в 1995 году. Именно тогда на арену вышел процессор Intel Pentium Pro с поддержкой технологии PAE – Physical Address Extension…

Что же означает эта загадочная аббревиатура? Если вкратце, то данная технология позволяет процессору работать не с 32-битной, а с 36-битной адресацией, теоретически расширяя доступные ему адреса до 2^36 = 68719476736 байт (64 Гб). При этом само адресное пространство остается 32-битным, то есть равным 4 Гб, но за счет измененного отображения на него физической памяти становится возможным использование куда большего ее объема.

Разумеется, поддержка PAE имеется и в Windows – в этом и содержится ключ к детектированию полного объема оперативной памяти. Проблема в том, что не всегда технология включена по умолчанию – для ее использования должна загружаться специальная версия ядра. На данный момент поддержка PAE имеется у следующих операционок:
/Windows 2000 Advanced Server
/Windows 2000 Datacenter Server
/Windows XP (все версии)
/Windows Server 2003 (and SP1), Standard Edition
/Windows Server 2003, Enterprise Edition
/Windows Server 2003, Datacenter Edition
/Windows Server 2003 SP1, Enterprise Edition
/Windows Server 2003 SP1, Datacenter Edition
/Windows Vista (все версии, кроме Starter Edition – у нее поддержка памяти ограничена 1 Гб)


Заметим, что если твой процессор поддерживает аппаратную антивирусную защиту NX-bit, то, вполне вероятно, что PAE в системе уже включена. Дело в том, что поддержка NX-bit со стороны Windows может работать только при включении данной опции, причем Windows XP SP2 и 2003 Server SP1 в большинстве случаев сами определяют наличие этого бита и устанавливают, какое ядро необходимо загружать. Если же PAE отключена (об этом можно узнать в окне «Свойства системы» или же с помощью утилиты вроде Everest), то ее необходимо активировать. Как это сделать, мы поясним ниже на примере различных операционок.

Теперь о плохом: даже если Windows определит всю доступную память, пользу это принесет, в лучшем случае, твоему самолюбию. Причина в том, что область памяти за пределами 4 Гб в 32-битной среде может быть доступна только приложениям, написанным с использованием интерфейса AWE (Address Windowing Extension). Проще говоря, если PAE – это поддержка большого объема памяти со стороны железа и операционки, то AWE – это ее поддержка со стороны софта. И вся проблема в том, что такой поддержкой обладает разве что софт, оперирующий огромными объемами данных – к примеру, СУБД или программы, выполняющие сложные научные расчеты. Играм или офисному софту это попросту не нужно, соответственно, и прироста производительности в них ты не увидишь. А вот какой-нибудь Microsoft SQL Server получит очень даже ощутимую пользу!

Есть и еще один способ «хака» памяти, доступной приложениям. Далеко не все знают, что виртуальное адресное пространство, которое, как ты помнишь, составляет 4 Гб, делится системой ровно пополам: 2 Гб на приложения и 2 Гб под системное ядро. Фактически, ни один процесс не может заполучить в свое распоряжение более 2 Гб памяти – еще одно доказательство того, что рядовому пользователю большой объем оперативки попросту ни к чему. Впрочем, есть способ обойти и это ограничение. Если добавить в файл C:\boot.ini к параметрам загрузки команду /3GB, то память перераспределится следующим образом: объем, выделяемый под ядро, ужмется до 1 Гб, а на процесс станет выделяться уже три гигабайта! Но и здесь мы натыкаемся на пресловутую поддержку со стороны софта – большинство приложений предоставленной им радости попросту не поймет. А поймет ее только софт, скомпилированный со специальным ключом /LARGEADDRESSAWARE – это, опять же, далеко не игры, и даже не любимый «Фотошоп». Заметим, что при использовании операционной системы с поддержкой большого количества памяти (к примеру, до 32 Гб) ключ /3GB сократит количество доступной памяти до 16 гигов. То есть, если в твоем сервере отображается 16 Гб, а установлено гораздо больше – ищи проблему в boot.ini и безжалостно удаляй.

Теперь давай посмотрим, что могут предложить нам текущие операционки от Microsoft…

Windows 2000

С этой операционной системой не все гладко: старовата она для работы с большими объемами памяти, и с PAE работают только две версии: Advanced Server и Datacenter Server. Они, впрочем, поддерживают до 8 и 32 Гб памяти соответственно, а это весьма неплохая перспектива для 32-битной среды! Итак, чтобы увидеть четыре и более гига в данной системе (при условии того, что BIOS видит весь объем), достаточно добавить в boot.ini ключ «/PAE» (без кавычек) – после этого ОС должна увидеть всю имеющуюся память. Использовать ее она, разумеется, будет только при наличии соответствующего софта, но ведь если ты используешь такие операционки, то и софт найдется, правда?

Windows XP

Самое интересное в нашем рассказе то, что наиболее популярная ОС от Microsoft хуже всего оснащена поддержкой большого количества памяти. Если не сказать большего – вообще не оснащена. А обиднее всего, что так было не всегда, а лишь до появления пакета обновлений Service Pack 2 – именно в нем возможности PAE были значительно урезаны. Если быть точнее, то во избежание конфликтов доступное адресное пространство было ужато с 36 бит до стандартных 32 бит, а сама PAE стала использоваться разве что для поддержки NX-бита. В результате это приводит к забавным казусам – при включении опции «Memory Remap Feature» BIOS начинает видеть больше памяти, а Windows, наоборот, меньше! К примеру, если до включения опции BIOS определял 3.5 Гб, то после он видит уже 4 Гб, в то время как в Windows определяется всего 3 Гб! А дело все в том, что Memory Remap Feature переносит память за пределы четырех гигабайт блоками по гигабайту. То есть если после выделения памяти под железо BIOS определял 3.5 Гб, то после «выноса» этой памяти за пределы адресного пространства остается всего 3 Гб. Соответственно, если первоначально было видно, к примеру, 2.8 Гб, то «передислоцировалось» уже 2 Гб, и столько же оставалось Windows, которая без нормальной поддержки PAE попросту не могла видеть то, что находилось за пределами ее восприятия.

Отсюда неутешительный вывод: Memory Remap Feature для Windows XP SP2 применять бесполезно – это принесет лишь вред. Только два варианта могут заставить XP видеть 4 Гб памяти – использование версии Service Pack 1 (на что вряд ли кто-то пойдет), либо же установка 64-битной версии операционки.

Windows Server 2003

В сравнении с Windows XP, это детище Microsoft гораздо лучше обучено использованию больших объемов памяти. Единственный представитель линейки, у которого, насколько нам известно, имеются проблемы с режимом PAE – это Windows Server 2003 Standard Edition SP1, причем он не только «болен» той же проблемой, что и XP, но и «заразился» ей точно так же – с выходом последнего сервис-пака. Соответственно, на всех остальных версиях 4 Гб памяти должны определяться элементарно – сразу после включения Memory Remap Feature в BIOS и добавления параметра «/PAE» в boot.ini (последний, возможно, уже будет выставлен).

Windows Vista

Вот мы и дошли до операционной системы, не очень актуальной пока, но претендующей на лидирующую роль в самое ближайшее время. Пользователей Vista проблема поддержки 32-битной версией 4 Гб памяти беспокоит особенно сильно – ведь, по сути, такой объем дорогущей оперативки приобретается именно ради нее. Но здесь мы наблюдаем все то же самое: от 2 до 3.5 Гб видимой памяти вместо четырех, как того требует справедливость. Есть ли решение у данной проблемы? В отличие от Windows XP, действительно есть, и довольно тривиальное!

Файла boot.ini в Vista нет – вместо него конфигурацию загрузки можно редактировать специальной утилитой BCDEdit.exe. Итак, все, что требуется сделать, это войти в командную строку (cmd) и набрать там следующее:

BCDEdit /set PAE forceenable

BCDEdit /set nolowmem on

Первый пункт здесь форсирует поддержку PAE, ну а второй загружает системные файлы и драйвера в область за пределами 4 Гб, высвобождая место в адресном пространстве. После перезагрузки ОС должна увидеть все 4 Гб памяти, ну а стоило ли это затраченных усилий, решай сам. А заодно и протестируй систему на стабильность – вполне возможно, что теперь ее поубавится.

Выводы

Как ты уже понял, установка большого объема памяти в систему – не такая уж тривиальная задача, особенно в случае с использованием «домашних» операционок XP и Vista. И на наш взгляд, наиболее правильный способ задействовать весь объем оперативки – установка 64-битной операционной системы. Все остальные методы, рассмотренные в статье, можно воспринимать лишь как «хаки», и не удивляйся, если научившись использовать всю доступную память, винда вдруг начнет нещадно глючить. В любом случае мы не будем советовать тебе, какую версию ОС использовать, – это решать тебе самому, в зависимости от потребностей и целей. Да и 4 Гб памяти, честно говоря, для домашней системы пока многовато :)


Редактирование boot.ini, файла с конфигурацией загрузки Windows, осуществляется так:

1) Включи отображение скрытых файлов и папок.

2) Найди boot.ini в корневом каталоге системного диска (обычно C:\) и сними с него атрибут «только чтение».

3) Открыв файл, ты увидишь примерно следующее (в зависимости от ОС):

[boot loader]

;timeout=3

default=multi(0)disk(0)rdisk(0)partition(1)\WINDOWS

[operating systems]

multi(0)disk(0)rdisk(0)partition(1)\WINDOWS="Microsoft Windows XP Professional RU" /noexecute=optin /fastdetect

4) Изменения вносятся в пункт, касающийся необходимой операционки (в данном случае она одна). Если необходимо внести параметр /3GB, то результат должен выглядеть так:

multi(0)disk(0)rdisk(0)partition(1)\WINDOWS="Microsoft Windows XP Professional RU" /noexecute=optin /fastdetect /3GB

5) Сохрани файл и выставь параметр «только чтение» обратно.


У ключа /3GB есть аналог и в Windows Vista. Более того, ты можешь гораздо более гибко регулировать, сколько памяти выделять пользовательским процессам, а сколько оставлять ядру. Для этого используй команду «BCDEdit /set IncreaseUserVa МБ», где МБ – число, лежащее в пределах от 2048 до 3072 и составляющее количество памяти, выделяемой на процесс. 4096 минус это число – столько мегабайт будет выделено ядру операционной системы.



Автор: Дмитрий Окунев
 
Назад
Сверху Снизу