НАПКА: Этический кодекс коллекторов запрещает!
Пока деятельность коллекторов вызывает всё больше жалоб должников, а профильный закон готовится ко второму чтению в Госдуме, Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) решила самостоятельно научить коллекторов хорошим манерам. С этой целью совет ассоциации утвердил для своих участников новый этический кодекс, который должен закрепить лучшие из действующих на рынке негласных правил поведения коллекторских агентств.
Теперь членам ассоциации коллекторских агентств:
- запрещено общаться с должниками на «ты»;
- запрещено использовать технические средства, позволяющие скрывать номер телефона при звонках;
- запрещено упоминать в разговоре названия силовых органов (РОВД, МВД, УВД, УМВД и т.д.);
- запрещено разговаривать о задолженности с детьми и с «третьими лицами»;
- запрещено препятствовать работе организаций сферы здравоохранения, образования, стратегически важных объектов инфраструктуры;
- запрещено рассылать сообщения друзьям должника в соцсетях;
- запрещено общение с коллегами должника по работе и с другими знакомыми.
Кодекс обязывает компании разработать сценарии взаимодействия с должником (переговоров, личных встреч, сообщений) и использовать только утвержденные шаблоны.
Как рассказали «Известиям» в ассоциации, профессиональные коллекторские агентства в отличие от «квазиколлекторов» должны соблюдать законы «О потребительском кредите/займе», «О персональных данных» и всё законодательство, действующее на территории страны. Теперь члены НАПКА будут включены в реестр операторов персональных данных в порядке, предусмотренном законом «О персональных данных», обязаны получить лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальности информации, а также договор страхования профессиональной ответственности. Контактировать с должниками (как и руководить коллекторской компанией) запрещено лицам с непогашенной судимостью.
Прошлый кодекс НАПКА был принят восемь лет назад и содержал крайне обтекаемые формулировки — в основном скопированные из Кодекса Федерации европейских национальных коллекторских ассоциаций (FENCA). По словам председателя контрольного комитета НАПКА Дмитрия Теплицкого, в то время рынок был «совсем молодым» и у НАПКА не было понимания, какие требования, выработанные в Европе, выполнимы, а какие — нет. Всё это создавало немало сложностей при попытке произвести оценку действий компании — члена ассоциации.
Для выполнения требований коллекторам потребуется пойти на дополнительные расходы. Дело в том, что каждая компания теперь обязана создать независимый отдел по контролю качества взаимодействия с должниками, который должен подчиняться не руководителям подразделений взыскания, а непосредственно главе компании, а также хранить записи разговоров с должниками вплоть до момента удаления персональных данных.
Полный текст доклада:
Коллекторы прописали себе правила хорошего тона