Скальные церкви Лалибэлы

Mila

Основатель
Сообщения
4,353
Реакции
6,996
Эфиопия

Самый большой в мире храм.



Городок Лалибэла на севере Эфиопии знаменит своими уникальными высеченными из цельной скалы церквями, которые представляют собой пример древней эфиопской традиционной архитектуры. Они, вне сомнения, представляют интерес не только для тех, кто интересуется африканской культурой и историей, но и для любого туриста – аналога этим скальным храмам практически нет, причем, не только в Африке, но и в мире. К тому же, несмотря на свой многовековой возраст, они очень неплохо сохранились. Неслучайно, в 1978 году они были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Лалибэла – одно из святых мест Эфиопии, уступающее по значению только Аксуму, важный центр паломничества. Городок расположен на высоте почти 2800 метров над уровнем моря. Его окружает скалистая засушливая местность. Здесь в XIII веке христиане начали вырезать из красных вулканических скал 13 церквей. Четыре из них были завершены и представляют собой стоящие отдельно постройки, соединенные со своей «материнской» породой только у основания. Среди остальных девяти есть и наполовину вырезанные, и такие, у которых лишь фасад «освобожден» от скалы. Церкви соединены друг с другом узкими проходами и туннелями.

Считается, что скальные храмы стали сооружаться по приказу считающегося ныне святым царя Лалибэлы, чье имя и получил город.

В правление Святого Гебре Мескаль Лалибэлы (принадлежавшего к династии Загве, которая правила Эфиопией в конце XII – начале XIII века) нынешний город Лалибэла был известен под именем Роха. В нем и родился царь-праведник, а имя свое получил благодаря пчелиному рою, который, по преданию, окружил его при рождении. Его мать посчитала это знаком, что он станет царем Эфиопии: «Лалибэла» в переводе означает «Пчела указала на его как на властителя».

Что двигало царем, когда он решил соорудить эти храмы, точно не известно. Появление вырезанных из скал церквей, как и жизнь самого Лалибэлы, окружена многими легендами. Например, согласно одной, Лалибэла решил начать строительство по велению Бога, и даже получил указания Всевышнего насчет их конструкции и цвета. Другая легенда даже утверждает, что Лалибэлу отравил его брат, и он заснул на три дня летаргическим сном, во время которого вознесся на небеса, и ему явилось видение вырезанных из скалы построек. Когда его брат отрекся от престола и царем стал Лалибэла, он смог посвятить себя сооружению церквей.

Говорят, строительные работы велись с поразительной быстротой, что и немудрено, так как, согласно легенде, ангелы помогали рабочим в дневное время, а по ночам делали вдвое больше, чем рабочие успевали при свете солнца.

Хотя церкви точно не датированы, считается, что большинство из них были возведены в период правления Лалибэлы, а именно – в течение XII-XIII веков.

Церкви объединены в четыре группы.

Первая, или северная группа – это, прежде всего, Бет Медхане Алем, место нахождения креста Лалибэлы. Она считается крупнейшей монолитной церковью в мире, возможно, копирует храм Св. Марии Сионской в Аксуме. Она соединена с церквями Бет Марьям (возможно, самой старой из этих церквей), Бет Голгофа (известна своими произведениями искусства, по некоторым сведениям, в ней находится могила царя Лалибэлы) и часовней Селассие.



Ко второй, или западной группе относится Бет Гиоргис, считающаяся самой изящной и лучше всех сохранившейся церковью.

В третью, или восточную группу входят Бет Амануэль (возможно, бывшая царская часовня), Бет Меркориос (которая, может быть, служила тюрьмой), Бет Абба Либанос и Бет Габриэль-Руфаэль (возможно, бывший царский дворец), соединенная со святой пекарней.

Еще дальше находятся монастырь Ашетан Марьям и церковь Йемрехана Кристос.

Названия некоторых мест в современном городе и общий вид самих высеченных в сплошном камне церквей повторяют названия и облик зданий, которые Лалибэла видел во время своего пребывания в Иерусалиме в юности. Согласно одной из легенд, он поклялся, вернувшись, построить у себя на родине Новый Иерусалим.

Как бы то ни было, Лалибэла действительно попытался построить свою столицу как Новым Иерусалимом в ответ на захват старого Иерусалима мусульманами в 1187 году. Именно поэтому многие объекты в городе и носят библейские имена: даже протекающую в городе речушку называют Иорданом. Церкви на одном берегу Иордана представляют собой «земной» Иерусалим, в то время, как храмы на другом – «небесный» Иерусалим, библейский «город с мостовыми из драгоценных камней и золота»…



Лалибэла оставалась столицей Эфиопии с конца XII века и в XIII веке.

Правда, по вопросу о времени постройки некоторых церквей существуют разные мнения. Так, например, поскольку на высечение внушительных по размерам храмов в теле скалы должно было уйти больше времени, чем несколько десятилетий правления царя Лалибэлы, предполагают, что работы продолжались и в XIV веке. Ведь не ангелы же все-таки помогали рабочим! Однако, согласно теории других ученых, церкви Меркориос, Габриэль-Руфаэль и Данагель были, наоборот, первоначально высечены в скале на пятьсот лет раньше – как укрепления или другие дворцовые сооружения, еще в дни заката Аксумского царства, и что имя Лалибэлы просто стало связываться с ними уже после его смерти. В то же время, эфиопский историк Гетачеу Мэконнен приписывает царице Маскаль Кибра, супруге Лалибэлы, сооружение церкви Абба Либанос в качестве мемориала ее супругу после его смерти.

Есть и совсем фантастические теории – будто церкви Лалибэлы были построены вообще европейскими тамплиерами!

Но хотя эфиопы могли обращаться за помощью при строительстве этих монолитных сооружений к иностранцам – например, некоторые декоративные детали носят явные признаки коптского влияния – имеется множество доказательств того, что скальные храмы Лалибэлы были созданы исключительно средневековой эфиопской цивилизацией. Они продолжают следовать стилю местных прототипов. Ведь монолитные церкви можно встретить по всему северу и центру страны. Некоторые из самых древних подобных церквей можно увидеть в области Тиграи, где часть из них датируют еще VI или VII веками. Просто церкви в Лалибэле представляют собой вершину этой давней эфиопской архитектурной традиции.



Причем, необходимо отметить, что церкви представляют собой и значительное достижение инженерной мысли, учитывая, что все они связаны с водой (которая наполняет колодцы по соседству со многими церквями), использующей артезианскую геологическую систему, которая подаёт воду на вершину горного хребта, где расположен город.

Первыми из европейцев эти церкви увидели португальский путешественник Перу да Ковильян (1460-1526 гг.), а затем португальский священник Франсишку Алвариш (1465-1540 гг.), который сопровождал посла Португалии во время посещения последним Лебна Денгаля в 1520-е годы. Можно представить, как они были поражены, увидев эти уникальные и сложные сооружения в стране, где, как считали до этого, местные жители могли строить лишь хижины. Неслучайно, описание церквей Лалибэлы Алвариш заканчивает словами: «Мне наскучило писать еще об этих зданиях, поскольку мне кажется, что мне не поверят, если я напишу больше … Клянусь Богом, во власти которого пребываю, что все написанное мной – истинная правда».

Следующим европейцем, о котором известно, что он побывал в Лалибэле, стал Мигел ди Каштаньозу, который служил солдатом под командованием Криштована да Гамы и уехал из Эфиопии в 1544 году. После Каштаньозу прошло более 300 лет, прежде чем очередной европеец, на этот раз уже немецкий путешественник Герхард Рольфс, побывал в Лалибэле.



Тогда состоялось новое «открытие» скальных церквей, и с тех пор началось их изучение. Постепенно, вслед за учеными, в Лалибэлу потянулись и туристы – и сегодня этот город, благодаря своим высеченным из скал монолитным храмам, является одной из важнейших достопримечательностей страны. Туристам из России визит в Лалибэлу, возможно, особенно любопытен: ведь, оказывается, свой Новый Иерусалим есть не только под Москвой, но и к северу от Аддис-Абебы!
 
Назад
Сверху Снизу