Опасности метавселенных: что прогнозируют фантасты

Недавно глава Facebook Марк Цукерберг заявил о начале создания «метавселенной». Это новый тип виртуального пространства, принципиально отличающегося от существующего тем, что оно дает возможность ощущать физическое присутствие в цифровом пространстве.



Подобная концепция не нова, по крайней мере, в фантастической литературе она появлялась не раз. Писатели уже три десятка лет создают на страницах своих метавселенные, и зачастую получается, что такой технологический прорыв несет не только благо, но и создает новые угрозы. Мы решили разобраться, какие именно опасности, если судить по фантастике, могут нависнуть над цивилизацией при появлении метавселенных.

Программирование человека через аватара​

Начнем с проблемы, которую поднял родоначальник метавселенных в фантастике Нил Стивенсон в своей книге «Лавина». Собственно, термин «метавселенная» именно там и появился, а Цукерберг не скрывает, что создает свой проект в том числе с оглядкой и на этот роман.




На дворе недалекое будущее (на самом деле, практически настоящее, но ведь роман писался в 1992 году). Государства лишились значительной части своего влияния и значимости, их место занимают франшизы, руководимые крупными корпорациями и мафией. Но даже тем, кто на самом верху, иногда хочется иметь больше. Один из таких людей находит способ превратить в рабов все население планеты — с помощью аналога компьютерного вируса.

Автор обращается к аналогии с низкоуровневым языком в программировании: понятные человеку команды в итоге раскладываются на нули и единицы, доступные машине, но уже не считываемые человеком. А что, если и людей можно запрограммировать сразу на низком уровне, так, чтобы они даже не поняли, что им приказывают?

Конечно, найдутся и те, кто будет противостоять коварным планам. Здесь это Хиро Протагонист (да, его правда так зовут), который и программист, и боец, и самурай, и вообще мастер на все руки, а еще девушка на киберскейте с примечательным именем И.В., Искренне Ваша (в оригинале Y.T., Yours Truly). Этой колоритной паре придется разбираться в весьма нетривиальной природе вируса, который можно подхватить в Метавселенной, но его опасность распространяется и на реальный мир.

Ограничение доступа к знаниям и жажда реальности
Полный триумф высоких технологий — таков мир в книге Вернора Винджа «Конец радуг». В одежду теперь интегрирован компьютер-дневник, технологии связи вшиты в линзы, а доступ ко всей информации в мире мгновенен, стоит только подумать. Привычные профессии канули в небытие, постепенно из жизни людей уходят и многие привычные вещи, в том числе в буквальном смысле.

Одна из сюжетных линий романа рассказывает о том, как специальными устройствами все книги мира оцифровываются, дабы избежать утери их ценного содержимого, а после бумажные экземпляры уничтожаются. Подводный камень такого подхода в том, что очень уж легко закрыть доступ к чему-либо в информационном мире, и тот, кто обладает такой возможностью, получает огромную власть.






Но не только такие очевидные проблемы поднимает автор. Например, один из персонажей, немолодой поэт Роберт Гу, читает свое стихотворение перед аудиторией — и слушатели просто потрясены, получив информацию таким «живым» образом, а не привычно, сразу в мозг. Ощущение, знакомое уже и в наше время: информация в максимально стерильном виде, с экранов гаджетов, постепенно создает потребность в более осязаемых способах ее получения.

Исход в новый и ужасный мир​

Книжные метавселенные чаще всего существуют параллельно с реальным миром и тесно переплеты с ним — по примеру той же «Лавины». В романе Алекса Савченко и Берта Дженнингса «Киберсайд» все иначе — спасаясь от массового вымирания в реальном мире, люди переместили свое сознание на компьютерные сервера. И этот переход мало того что осуществляется физически, он еще и безвозвратен. Такое в фантастике встречается гораздо реже.



Казалось бы, при полном переходе в виртуальную реальность появляется фантастический шанс построить мир с нуля, да с какими возможностями — стопроцентный контроль выполнения законов с помощью программ, бесконечные ресурсы, никакой старости и болезней... Однако на деле получается, что все пороки человечества остаются с ним, куда бы оно ни пыталось сбежать. И виртуальная реальность оказывается чем-то вроде Дикого Запада, где опасности подстерегают на каждом шагу.
Пока что мы говорили о метавселенных, которые дополняют реальную жизнь или же заменяют ее. Но что, если они ее продолжат? Такой взгляд предложил в своем недавнем романе

«Падение» все тот же Нил Стивенсон. Он описывает цифровой мир, в котором вы можете продолжать жить после смерти. Если у вас достаточно денег, ваше сознание получит посмертную оцифровку, а с годами это становится гораздо дешевле и обеспечивается специальной страховкой. Без минусов и здесь не обойдется — к примеру, после оцифровки личности придется мириться с полной амнезией, а взаимодействие с реальным миром сведется в основном к наблюдению за ним, — но тем не менее, это гораздо лучше, чем обычная смерть.

А так как умерших постепенно становится больше, чем живых, то вырабатывается интересная концепция: живые люди по сути всего лишь обеспечивают разработку и поддержание виртуального мира, где мертвые живут по-настоящему.




Но задуманная как утопия виртуальность постепенно превращается в самый настоящий ад. Причины те же, что и в «Киберсайде» — невозможно уничтожить зло в мире, пока оно живо в душах людских. Стивенсон по сути дает новый взгляд на историю грехопадения и пытается дать ответ на вопрос, куда мы идем и откуда пришли.

Материал подготовлен fanzon
 
Назад
Сверху Снизу